Ни одну сотню лет
дуэль была актуальным способом выяснения отношений по –мужски. Именно благодаря дуэлям искусство фехтования на шпагах и рапирах дошло до наших дней. В современности приемы обращения с клинком, которые демонстрируют спорстмены-фехтовальщики, являются прямыми наследниками дуэльных систем. Каким же было «фехтование чести» в действительности и что с ним происходило в современности, каким оно стало сейчас.
Корни дуэли именно как способа выяснения отношений уходит к эпохе Возрождения ( хотя некоторые исследователи склонны считать, что начало следует искать в раннем Средневековье). До того как дуэль стала способом решить конфликт повсеместно были распростронны судебные поединки или что-то вроде рыцарского турнира и с дуэлью всё это дело имело лишь внешнее сходство.
Судебные поединки являлись одним из способов разрешения конфликта в рамках официальной судебной системы.
Рыцарский турнир- способом проверки и шлифовки боевых навыков тяжеловооруженного элитного воина.
Дуэль же во все времена являлась внесудебным, а зачастую и незаконным способом решения конфликтов. Делу дуэли никто не обучался, рамок не накладывал и по своей сути данная схватка являлась просто беспощадной резнёй.
Правилами проведения дуэли, описанием степеней нанесения обиды и расписанной церемонией проведения первой обзавелась Италия. Именно в Риме, Венеции и Неаполе впервые появились и утвердились новые представлениями о чести и способах ее защиты.
Новые веяния быстро распространились среди европейского дворянства, и волна дуэлей захлестнула мир. Кровавое безумие прекратило собирать свой урожай лишь когда зазвучали выстрелы Первой мировой. Человечеству достаточно было насилия на войне.
Рассмотрим
дуэльное фехтование. Как оно было на самом деле.
Представление о дуэли почерпнуто нами из кинофильмов где приняв красивые позы напомаженные красавчики слегка деликатно тыкают друг в друга тонюсенькими шпажками. На деле же всё обстояло совсем не так.
Основным оружием дуэлянтов долгое время оставалась тяжелая рапира на пару с дагой. По регламенту бойцы должны были сражаться без использования каких-либо доспехов. Причем место проведения схватки никак не регламентировалось - под ногами мог оказаться и скользкий булыжник мостовой, и грязь размокшего от дождя луга, и каменистый склон. То есть опасность была не меньшей, чем на поле боя. Дуэли тех лет редко проходили один на один. В общую бойню всегда вступали секунданты. Причем, прикончив своего противника, дуэлянт не считал зазорным оказать посильную помощь товарищу. Результатом всегда была кровавая баня. Ярким примером тому служит знаменитая "дуэль миньонов", произошедшая в 1578 году во Франции между фаворитами короля Генриха III и герцога де Гиза. Каждый из дуэлянтов привел с собой по два секунданта, которые тут же обнажили свои клинки. Результат: три холодных трупа, два тяжелораненых и один оцарапанный. В общем, дуэль в те времена была занятием опасным и требовала отличной фехтовальной подготовки. В том числе и умения работать против группы нападающих. Большинство трактатов тех времен описывали именно дуэльные формы. Но так как они разительно отличаются от более поздних книг, то многие сегодня, не задумываясь, причисляют их к боевым.
Но времена и нравы менялись. Потеря дворян в бессмысленных схватках, диких дуэльных бойнях в глазах многих монархов совсем не выглядело забавой. Хотя уничтожить и запретить дуэль никто не смог, но снизить смертность и накал борьбы удалось путем ужесточения самого церемониала. В XVIII веке появляется масса трактатов четко регламентирующих поведение бойцов и секундантов. Дуэль превращается в поединок по правилам. Процент смертности снижается еще и потому, что в моду входит новое оружие. На смену тяжелым
рапирам приходит легкая шпага. Ей уже невозможно рубить и резать. В арсенале фехтовальщиков остаются только уколы и появляются "рипосты" - атаки после защит. Теперь правила обязывают секундантов тщательно подбирать площадку для поединка, а значит, отработке перемещений теперь можно было уделять меньше внимания. Результатом этих нововведений стало рождение так называемой французской школы фехтования. Отличительными ее особенностями стало почти прямое положение корпуса в основной стойке, активные действия оружием, а не всем телом, челночные перемещения вперед-назад и почти полное отсутствие шагов вбок и смены стойки. В общем, именно то, что сегодня присутствует в спортивном фехтовании как своеобразная визитная карточка.
Почему до нас дошла именно эта система?
Дело в том, что боевое фехтование начало угасать гораздо раньше, и до XX века дошел лишь штыковой бой. Распространение надежного и многозарядного короткоствольного оружия сделало лишним для офицера умение обращаться с клинком. Но фехтование даже в дуэльном виде оставалось отличным способом физкультуры и военного воспитания. Развивало общую культуру движения, гибкость, точность, чувство дистанции. При этом - без сверхнагрузок и риска быть убитым и покалеченным. В этом плане французская школа оказалась предпочтительнее альтернативных "сражений чести" на холодном оружии. Например - немецкий мензур был слишком травматичным, а американская традиция поединков на больших ножах
боуи так и оставалась резней. В какой-то момент учителей-"французов" просто оказалось достаточное количество, чтобы сформировать облик спортивного фехтования таким, каким мы его знаем сегодня.
скачать dle 10.5фильмы бесплатно