Человечество издревле осознавало всю важность водной стихии. Это находит свое отражение в мифологии всех стран и народов. Кто-то из древних философов сказал: Без огня нет культуры, а без воды нет жизни.
В своих верованиях народ всегда обожествлял воду как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник оплодотворяющую землю- еще одну великую стихию.
Язычество постепенно отмирало, а в новых религиях (христианство, ислам и др) вода уже не была божеством, но вера в чудодейственную силу и целительство воды осталась.
С самых древнейших времен жизнь славян была связана с водой. Предки селились вдоль рек по которым прокладывались торговые пути между племенами.
Воде и у воды всегда приносились жертвы, на воде гадали о будущем, устраивали святилища и праздники.
Вода –чистая стихия являющаяся дорогой в потусторонний мир, границей между миром жизни и смерти, так же вода олицетворяет собой время.
История славян связана с большими реками: Дунаем, Днепром, Доном, Волгой. В народных былинах, могучие богатыри и их жены, умирая, разливались широкими реками. Арийское происхождение имеют названия рек славян: Ра - Волга - река солнца. Дон, Дунай, Двина - значит, вода, река.
Вот как рождение рек отразилось в былинах славянских:
"Взял Дунай королевну замуж, и поехали вместе в славный Киев-град. Приехали ко князю Владимиру; на почестном пиру охмелел Дунай-богатырь и стал хвастаться своим молодечеством. Говорит ему Настасья-королевична: "Не хвастай, тихий Дунай Иванович! Если на стрельбу пойдет, то нет нигде супротив меня стрельцов.
На твою-то молодецкую головушку
Я кладу свое колечко серебряно;
Три раза из лука колену стрелочку повыстрелю,
Пропущу-то скрозъ колечико серебряно,
И не сроню-то я колечика с головушки".
Вызов был принят, и королевна трижды пропустила свою стрелу сквозь кольцо, поставленное на голове Дуная, и ни разу не сронила колечка. Вздумал попытать своей удали и Дунай Иванович, положил кольцо на голову Настасьи-королевичны и хочет стрелять из туга лука разрывчатого; и взмолилась ему молодая жена: "Не стреляй, Дунаюшка! У меня во чреве чадо посеяно: по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, по косицам частые звезды". Не послушался Дунай, спустил каленую стрелу; не угодил в кольцо, а попал жене в белую грудь, убил королевну и пораздумался: "Есть ли у меня с нею что посеяно?" Распластал ей чрево булатным кинжалищем, а во чреве чадо милое - по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, по косицам частые звезды. Тут ему за беду стало, за великую досаду показалось; становил он кинжал во сыру землю тупым концом и падал на острый конец ретивым сердцем:
От той ли крови горячей -
Где пала Дунаева головушка ≈
Протекала речка Дунай-река,
А где пала Настасъина головушка ≈
Протекала Настасья-река"].
По верованиям наших предков земная и небесная вода имеют связь, то есть ритуал, совершенный у земного источника, может вызвать дождь, то есть воздействовать на небесную влагу. С магией воды связаны почти все весенне-летние обряды: купание, обливание и умывание, топление чучел, пускание венков, молитвы и жертвоприношения у колодцев и источников.
СКАЗ О ВОДЕ-ЦАРИЦЕ
Жил-был пригожий молодец, потомственный кузнец. Присмотрел себе
девицу в соседнем селе, свадьбу веселую справил. Год проходит, другой,
третий - а детей у них нет как нет. И надумал кузнец обратиться к
волхву за советом. Тот растопил воск, вылил в чашу с водой, а потом и
говорит:
- Крепко сердита на тебя Вода-царица. Ведь вы, кузнецы, железо
раскаленное в нее опускаете, с огнем непрестанно ссорите. Ступай на
поклон к царице.
- Да где ж ее искать? - спрашивает кузнец.
- У Падун-камня, где река шумит-гуркотит. Так и быть, поутру свезу вас с женою туда.
Вот поплыли они на ладье к Падун-камню, где река шумит-гуркотит,
стали кликать Воду-царицу. И явилась царица в серебряных струях падучих.
Поведал ей кузнец свою печаль. А она отвечала:
- Помогу, так и быть, отвращу от тебя злые помыслы свои. Но коли сын
у тебя родится, обещай у меня погостить три дня и три ночи. Скуешь мне
серебряное ожерелье.
Связал себя словом кузнец, и домой они возвратились. А следующей
весною - вот радость-то несказанная! - родила Кузнецова жена сына. И
отправился он, как обещал, в гости к Воде-царице. За три дня и три ночи
выковал серебряное ожерелье - на загляденье! А когда из дворца царицына
вышел на белый свет, то увидал у Падун-камня седую старуху, а с нею
рядом - пригожего молодца, точь-в-точь он сам, и ясноглазого отрока.
- Гляди, сын мой, гляди, внучонок, вот здесь живет коварная
Вода-царица. Это она много лет назад заманила к себе вашего отца и
деда, а моего мужа, - причитала старуха.
Оказалось, не три дня и три ночи пробыл кузнец у Воды-царицы, а тридцать лет и три года. За это время и сам стал стариком.
Обнялись они все, расцеловались и поплыли в родное село. Оборотился
на прощанье кузнец к Падун-камню, где вода шумит-гуркотит. И явилась
опять Вода-царица в серебряных струях падучих. И молвила:
- Время течет незаметно, как
вода в Небесной реке.
скачать dle 10.5фильмы бесплатно