Как ни грустно, но наш повседневный лексикон все в меньшей мере формируют знание истории и литературы и все в большей – мода и примитивная российская попса. Что сегодня может услышать мужчина, как комплимент, от женщины? То, что он – или «настоящий мачо», или «настоящий полковник». А ведь совсем еще недавно самым лестным отзывом было более богатое ассоциациями: «Настоящий гусар!»
РОЖДЕНИЕ ПОРУЧИКА РЖЕВСКОГО.
Жителям Сумщины, неофициальной визитной карточкой которой почти два столетия были подвиги (и ратные, и любовные) ахтырских гусар, забывать о своих традициях непростительно. Но кто же он, этот «настоящий гусар», о котором вспоминают сегодня лишь во время застолья или рассказывают анекдоты о поручике Ржевском.
Легендой личность гусара сделал командир именно Ахтырского гусарского полка Денис ДАВЫДОВ. Он служил в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, но за сочинение крамольных басен был переведен в армейские гусары. Его отчаянная смелость, бесшабашность, свободолюбие быстро стали предметом подражания. Образ романтика, буяна и храбреца дополнил чертами бессребреника Яков КУЛЬНЕВ, смерть которого была фактически прямой цитатой из высказывания генерала Лассаля: «Гусар, который не убит в 30 лет – не гусар». Кульнев погиб 20 июля 1812 года. Нелишне вспомнить и будущего декабриста Михаила ЛУНИНА. Он отличился в европейских военных действиях против Наполеона, однако Петербург полнился рассказами и об иных лунинских «геройствах». Особый скандал вызвала следующая выходка Лунина. На двух лодочках гусары под его предводительством отправились к Каменноостровскому дворцу, во все горло, распевая любовные серенады… императрице Елизавете Алексеевне. Вдогонку за хулиганами бросилась дворцовая охрана на 12-весельном шлюпе. Весельчаки заманили шлюп на мелководье, а сами выбрались на берег и отступили по всем правилам «рассыпным строем». С именем отчаянного дуэлянта Лунина связывают, и умение гусара шутить со смертью и перед лицом смерти.
Так, в начале XIX благодаря им, а также прозе А. ПУШКИНА, поэзии Д. Давыдова и М. ЛЕРМОНТОВА окончательно формируется понятие «гусарства» – беспробудный кутеж и отчаянная лихость, ошеломляющее бескорыстие и постоянное безденежье, нарочитое презрение к накоплению состояния, крестов, чинов, но одновременно и постоянное алкание славы, любви, свободы и игры. Гусар – признанный герой не только на поле славы, но и на «театре» любви, он не
просто символ любовника, но само мужское воплощение любви. В общем, тот, кого теперь называют «мачо».
Необычайной популярности образ гусара приобрел уже в советское время благодаря фильму Э. РЯЗАНОВА «Гусарская баллада» и персонажу, сыгранному Ю. ЯКОВЛЕВЫМ. Поручик Ржевский, как позже и Штирлиц, мгновенно стал бессмертным героем анекдотов. Правда, зачастую очень пошлых. Вот один из самых «невинных». Ржевский утром уходит от проститутки. Та: «Мсье, а деньги?» – Ржевский (с достоинством): «Мадам, гусары денег не берут!»
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЕГО ТОСТА.
Ни одно застолье не обходится сегодня без так называемых «гусарских традиций». На Сумщине, особенно в Ахтырке, не без гордости любят подчеркнуть, что именно здесь они и зародились. Так ли это – неизвестно, но, похоже, что так называемый «третий тост» («За женщин!») стал традиционным с подачи именно ахтырских гусар. Рассказывают, что после взятия Парижа Ахтырский полк находился в местечке Аррас. Денис Давыдов, его тогдашний командир, нашел внешний вид своих гусар довольно плачевным. Мундиры за время боевых действий изрядно обносились. Решение подсказала сама жизнь. Полк был расквартирован вблизи женского Капуцинского монастыря, монахини которого носили рясы «полкового» цвета, то есть коричневые. По приказу Давыдова с монастырского склада было изъято все сукно, необходимое для пошива новых мундиров. На параде ахтырские гусары выглядели блестяще и произвели впечатление на Императора. После этого Александр I своим Указом повелел ахтырским гусарам на вечные времена носить коричневые мундиры. Правдивость этой истории подтверждают потомки М.Ю. Лермонтова, которые служили в Ахтырском полку во время Первой мировой войны. Они рассказывают, что третьим тостом ахтырских гусар всегда был тост: «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс!» Со временем из тоста ушло упоминание о мундирах, а вместе с ним и о француженках, и он приобрел уже знакомый нам лаконизм: «За женщин!»
Существует, кстати, несколько оригинальных способов выпивания бокала после тоста, которые тоже приписывают гусарам. Один из них – пить из женской туфельки. Этот обычай нынче можно встретить на свадьбе. Только гусары понимали его несколько иначе, чем некоторые стремящиеся подражать им современные женихи. В женскую туфельку на место пятки ставилась стопка, в стопку наливали водку. «Настоящий» гусар должен был выпить содержимое стопки, держа туфельку за каблук и не расплескав ни капли. Другой гусарский обычай – пить, высоко поднимая локоть руки, держащей бокал.
Объяснение, на наш взгляд, «притянуто за уши», но любопытное. Якобы каждый гусар в пылу боя, желая утолить жажду шампанским, обязательно доставал заветную бутылку. Отрубал саблей ей горло и начинал пить. Но тут лошадь, тоже разгоряченная боем, тянула к бутылке свою морду. И гусару приходилось локтем ее отталкивать, то есть держать локоть навесу. Утверждают, что и усы нужны гусару для того, чтобы пена шампанского оставалась на них, не мешая наслаждаться «чистым» вкусом вина, но это, скорее всего, не более чем острота из репертуара
свадебного тамады.
Автор: Александр Гвоздик
скачать dle 10.5фильмы бесплатно