Прообраз
Деда Мороза появился на Руси задолго еще до христианства в виде духа умершего предка охраняющего свой род, заботящегося о приплоде скота и хорошей погоде. В награду за его работу люди зимой одаривали духа. В этот день положено быо колядовать- сельская молодежь одевала маски, шкуры животных и с пением ходила по дворам с песнями. Хозяева должны были одарить колядующих едой и подарками. Колядующие олицетворяли собой тех самых родовых духов, которые поучали свою плату за труд, за заботу о живущих. Среди колядующих был 1 человек, который выглядел одетым страшеннее всех и во время действия он всегда молчал- это самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.
Есть и другая версия, по которой «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. 160 лет назад в "Детских сказках дедушки Иринея" Одоевского, впервые была дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ далек от знакомого нам новогоднего персонажа потому, что календарная приуроченность сказки - не зима, а весна; живет Мороз Иванович в колодце, потому что жарко становится; не он приходит к детям, а дети приходят к нему, да и подарки его - плата за службу. Но все же образ его узнаваемый – это седой старик, который как "тряхнет головой - от волос иней сыплется"; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Он покрывает снегом озимые всходы заботясь о природе, ;стучит в окошки людям, чтоб "не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать".
Почти в то же самое время в газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок. Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни как обработанное верование в морозного духа, елка же пришла с Запада вместе с немецкими переселенцами. Связь между этими атрибутами возникнет только через 20 лет, когда
сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов.
Ёлка
Образ Мороза в сказках двояк: он и добрый старик дарящий подарки детям, дающий возможность забавляться, веселиться, закаляться и резвиться на лоне зимней природы и тд и тут же представлен как представитель злой силы любящей "кровь вымораживать в жилах, И мозг в голове леденить". Жестокий мороз, ходящий "с своею клюкой" "в царстве суровой Зимы", являющийся угрозой всему живому. Несмотря на образы широко представленные в литературе, в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. Обычай устраивать елку, распространяясь с поражающей быстротой, переносится из столицы в провинциальные города, а затем и в помещичьи усадьбы, из состоятельных семей - в менее состоятельные, за счет чего охватывается все большее количество увлеченных ею людей. Расширяется и общественный статус праздника в ее честь: наряду с семейным торжеством, устраиваемым родителями для своих детей, в обыкновение входят праздники детской елки, на которые приглашаются дети родственников, знакомых и сослуживцев, а с 1860-х гг. - и елочные мероприятия вводятся в учебно-воспитательных учреждениях. Данная
традиция была заимствована из немецкой культуры,но в русском прошлом никакой идеологической опоры не было, поэтому она оставалась просто модным новшеством, полюбившейся "немецкой затеей", просто удовольствием, которое взрослые доставляли детям. На первых порах вопрос о смысле нового праздника не поднимался. Он встал перед устроителями детских елок: дерево, являющееся центром торжества, и праздник, получивший название по этому дереву, должны были получить и оправдание, и обоснование. Тогда и начали появляться произведения (в основном переводные), целью которых было создание елочной мифологии: елке приписывалось значение, закрепившееся за ней на Западе: она стала "Христовым деревом", символом "неувядающей, вечнозеленой, благостыни Божией".
Однако восторженное отношение к елке разделялось не всеми: ее не приняли приверженцы русской старины и - самое главное - православная церковь, Сопротивление церкви процессу христианизации елки вызывалось опасением, что по мере ее распространения рождественские праздники утратят религиозное значение. Поэтому неудивительно, что с середины XIX в., наряду с утверждением елки в качестве символа Рождества. началась работа педагогов и детских писателей по формированию новой мифологии, где елке стал приписываться "исконный", народный характер, приведшая к тому, что к концу ХIХ в. она "так твердо привилась в русском обществе, что никому и в голову не придет, что она не русская" .Елка стала связываться не столько с Рождеством, сколько с Новым годом и зимой (став сезонным символом), а пространственно - с лесом, превратившись (вопреки ее восточнославянской мифологии) из дерева с преобладающе "смертной" символикой в "родины нашей питомицу скромную". В ходе ее переориентации "на отечественную почву" и произошло оформление образа Деда Мороза.
Детские вопросы неизменно возникавшие в преддверии праздников требовали ответа. Откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?
Ответ на вопрос, откуда берется
елка привел к актуализации на празднике в ее честь образа зимнего леса, что отразилось на елочных украшениях, среди которых появились снег, шишки, грибочки, всякое зверье и прочие лесные атрибуты. Одной из висящих на ней игрушек стал старик в шубе и с мешком в руках. Вскоре, увеличившись в размерах, он, возведенный в ранг главной елочной игрушки, был поставлен под елку. Именно такого старика в рассказе А. Круглова "Заморыш" видит мальчик, рассматривающий через оконное стекло елку в богатом доме. Эта игрушка начинает использоваться и в оформлении витрин: "рождественские старики, обсыпанные инеем", стоящие в окнах кондитерских и игрушечных магазинов, превратились в обычное явление новогоднего городского пейзажа. На праздниках елки еще задолго до того, как вошло в обыкновение костюмирование детей, стали появляться ряженые старики, дублирующие стоящую под елкой игрушку. Старики начали фигурировать также и в тех "грандиозных" представлениях, которые устраивались на елках в состоятельных семьях: "вдруг зала осветилась красным огнем, и мы увидели старика, едущего на больших санях, запряженных медведем, с громадною елкою в руках. Остановясь посредине залы, старик слез с саней и поставил елку на пол". Старик и елка постепенно становились обязательными и неразлучными атрибутами праздника.
Что же касается подарков, то на первых порах они готовились родителями (о чем дети знали). В согласии с рождественским елочным мифом, иногда детям говорилось, что подарки посылает Младенец Иисус. В рамках народной мифологии роль дарителя начинает приписываться тому же самому старику, доброму деду, приносящему елку.
Снегурочка
Вместе с Дедом Морозом всюду следует его внучка-
Снегурочка. Это одетая в белые одежды девушка (а не маленькая девочка!), на голове у нее - восьмилучевой венец, шитый жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует застывшие воды. Если Дед Мороз появился на свет много веков назад (у славян прообразом его служил Карачун – бог зимней стужи), то его озорная спутница родилась в России, и относительно недавно. Впервые о ней услышали в 1873 г. как о героине одноименной пьесы А.Н. Островского. За основу драматург взял русскую народную сказку о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от солнечных лучей. Сюжет пьесы существенно отличался от оригинала: Островский сделал свою героиню дочкой Мороза, которая живет в лесу. История о Снегурочке быстро завоевала популярность, и вскоре, , пьесу поставили в одном из театров Москвы. Эскизы костюмов для премьеры, состоявшейся 6 января 1882 г., делал знаменитый художник В.М. Васнецов. А три года спустя композитор Н.А. Римский-Корсаков поставил оперу «Снегурочка». В ней были использованы эскизы все того же Васнецова, нарисовавшего деву в светлом сарафане и с обручем на голове. Нам неведомо, кто первым предложил дать Снегурочку в помощницы Деду Морозу. Но красавица внучка со свежим румяным лицом как нельзя лучше вписалась в «елочную» традицию, помогая своему одряхлевшему дедушке водить хороводы и раздавать детям подарки.
Николай Угодник
Если происхождение русского Деда Мороза связывалось с народными поверьями и сказками, то Санта Клаус имеет за собой реальную историческую личность.
Во второй половине III в. н.э. в городе Патары ( области Ликии в Малой Азии) в семье обеспеченных родителей родился мальчик, назвали его Николай.
Мальчик получил хорошее образование. Подрастая мальчик сторонился светской жизни и женского общества предпочитая его молитвам и помощи в Божьем храме. Епископ Патарский, дядя мальчика, видя стремления того к духовному посоветовал родителям отдать сына под покровительство Господа и церкви. Вскоре Николай был взведен в пресвитерский сан. Уехав в Палестину епископ Патарский вручил бразды правления церковью в Патаре Николаю. К этому времени родители Николая умерли оставив ему богатое наследство, которое тот раздал нуждающимся и продолжил жить в скромности ведя благочестивую жизнь в обители, творя много добра. Например, он приходил под окно к бедным семьям и тайком оставлял им деньги и подарки для детей… Слухи об этом, однако, вскоре распространились, и именно они способствовали впоследствии репутации Николая как «рождественского святого»…
Рассказывают, что как-то, стоя на молитве, епископ услышал глас свыше: «Николай, если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди и подвизайся на благо миру».
Для исполнения наказа Господнего Николай отправился в город Миры, где его никто не знал. Вскоре он стал архиепископом. Скончался Николай 6 декабря 342 г. Тело его было погребено в соборной церкви города Миры. Мощи не истлели и стали источать благовонное миро, от которого исцелялись больные. Со всех сторон стали сюда стекаться паломники. Немало рассказов о чудесах, сотворенных Николаем Угодником, ходит и в наши дни. Святой является людям, как во сне, так и наяву в облике седобородого старца и помогает в их бедах и проблемах.
Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни.
Санта Клаус и в чем его отличие от Деда Мороза
Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в VII и XVIII веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название «Санта Клаус». Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США на Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святого Николая», в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками.
Первый визуализированный образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала «Harper's Weekly». У Санты Томаса Наста оказался один недостаток — он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд. Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой — художник из Чикаго изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы. Так родился современный образ Санта-Клауса.
Образ Санта Клауса так широко представлен в рекламе и сувенирной продукции, что наши дети совершенно запутались и ошибочно называют его Дедом Морозом. Давайте же научимся их различать.
Костюм настоящего Деда Мороза
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает следующее.
Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика, не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!).
Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты.
Посох - хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).
Коллеги Деда Мороза
У каждого народа есть свой Дед Мороз. Не верите? Вот вам несколько, если можно так выразиться коллег деда Мороза по Новогоднему ремеслу.
Финляндия -Joulupukki (Йоулупукки - «лесной человек» - «рождественский козёл» - «рождественский дед») .Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живёт на горе Корвантунтури («гора-ухо») не то в избушке, не то в самой горе. Вместе с ним живёт жена Муори (Мария) и гномы. В стародавние времена ходил под Рождество по домам (колядовал), угощал послушных детей и наказывал непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный аспект образа был утерян. Современный образ и легенда во многом взяты с Американского Санта Клауса. Популярен в Финляндии и ряде Скандинавских стран.
США -Santa Claus (Санта Клаус). Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не «нажимать» на этот элемент образа). Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.
Нидерланды, Голландия -Sinter Klaas («Синтер Клаас», «Сандеркласс»).Приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг. Дарит подарки.
Кипр -Василий .Пожалуй, самое странное имя новогоднего персонажа. Тем не менее дети на Кипре пишут своему волшебнику: «Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья».
Италия -Баббо Натале (Баббе Натале). Оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей «для подкрепления».
Чехия, Словакия -Микулаш. Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на нашего Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью. Зато если в «рождественском сапоге» у хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля - это точно Микулаш. Его работа.
А также:
Father Cristmas - Великобритания;
Шань Дань Лаожен - Китай;
Одзи-сан («Санта Одзи-сан») - Япония;
Pere No“el («Пер Ноэль») - Франция;
Святы Миклаус - Западные славяне;
Юлетомте - Дания, Гренландия;
Юлебукк - Норвегия;
Папа Ноель - Испания;
Мош Джарилэ - Румыния;
Юль Темтен - Швеция
скачать dle 10.5фильмы бесплатно